Гагарин Ю А - первый космонавт мира. МОУ «СОШ п. Горный. Учитель: Попкова Т Ю Классный руководитель 7 «А» класса
Первый космонавт планеты родился 9 марта 1934 года в городе Гжатск (ныне Гагарин) Гжатского (ныне Гагаринского) района Смоленской области в семье колхозника. "Семья, в которой я родился, - писал позднее Юрий Алексеевич, - самая обыкновенная; она ничем не отличается от миллионов трудовых семей нашей Родины« - писал Ю Гагарин
детство Первые годы своей жизни Юрий провел в деревне Клушино, где жили его родители: отец - Алексей Иванович, и мать Анна Тимофеевна. В младые годы был самым обыкновенным ребенком, ничем не отличавшимся от своих сверстников: по мере своих сил помогал родителям, был непременным участником всех детских деревенских забав, иногда шалил.
война 1 сентября 1941 года мальчик пошёл в школу, но 12 октября деревню заняли немцы, и его учёба прервалась. Почти полтора года деревня Клушино была оккупирована немецкими войсками. Младшего брата Юрия, Бориса Гагарина, немец повесил на шарфе, однако мать успела снять его, пока фашист ходил за фотоаппаратом. 9 апреля 1943 года деревню освободила Красная армия, и учёба в школе возобновилась.
юность 4 мая 1945 года семья Гагариных переехала в Гжатск. В мае 1949 года Гагарин окончил шестой класс Гжатской средней школы, и 30 сентября поступил в Люберецкое ремесленное училище № 10. Одновременно поступил в вечернюю школу рабочей молодёжи, седьмой класс которой окончил в мае 1951 года, а в июне окончил с отличием училище по специальности формовщик-литейщик.
1951 -1955гг – Гагарин – студент Саратовского индустриального техникума (заявление на поступление и экзаменационный лист)
«Техникум был и для меня не только школой знаний, но и замечательной школой жизни». «Начались занятия в техникуме. Обстановка здесь была значительно серьезнее, чем в школе и ремесленном училище. И требования жестче и учебная база солиднее - лаборатории, библиотека, кабинеты по различным специальностям». –писал Ю Гагарин
Юрий много занимался спортом и в спортивных секциях, был капитаном баскетбольной команды «В свободное время мы много занимались спортом, организовали баскетбольную команду. Наша команда участвовала в городских соревнованиях и заняла первое место среди саратовских техникумов. … Был у меня друг Толя Навалихин. Он все тянул на лыжню в засыпанные снегом пригородные рощи. Но я предпочитал баскетбол» - писал Ю Гагарин.
«Одним из любимых моих предметов в техникуме, как и раньше в школе, продолжала оставаться физика. Свои лекции наш физик (Николай Иванович Москвин) читал интересно, образно, увлекательно. - Техник не может не знать физики, - говорил он нам, - земной шар вращается по законам физики». Москвин организовал физический кружок, участники которого выступа- На занятиях физико-технического кружка у преподавателя Н.И.Москвина ли с докладами. Гагарину был поручен доклад на тему «К. Э. Циолковский и его учение о ракетных двигателях и межпланетных путешествиях».
«Все, что предсказывал К.Э. Циолковский, оказалось верным на практике. Циолковский перевернул мне всю душу... У меня появилась новая болезнь - тяга в небо, тяга в космос", - писал потом Ю.А. Гагарин. И еще: «Пожалуй, именно с доклада о работах Циолковского и началась моя "космическая" биография. В литейщике родился летчик». Занимался много, упорно и через четыре года, в 1955 году, закончил техникум с отличием, получив специальность литейщика. А на фасаде техникума установлена мемориальная доска: «В индустриальном техникуме в 1951-1955 гг. учился первый космонавт Герой Советского Союза Индустриально-педагогическому техникуму присвоено имя его воспитанника – Ю А Гагарина.
Курсант Аэроклуба 1954-1955гг . «Именно с Саратовом связано появление у меня болезни, которой нет в медицине - неудержимой тяги в небо, тяги к полетам», - писал Гагарин.
«Я счастлив, - говорил Гагарин, - что свой путь начал с Саратовского аэроклуба. Умелые и заботливые учителя привили мне любовь к авиации. Они помогли мне найти свое призвание» - писал Ю Гагарин.
Июньским утром 1955 года под руководством опытного летчика-инструктора Д. П. Мартьянова на аэродроме ДОСААФ курсант Гагарин впервые поднялся на самолете «Як-18» № 06. Так он стал летчиком.
«Як-18» № 06, на котором летал курсант Саратовского аэроклуба Ю.А.Гагарин. «Я вырулил самолет на линию старта, дал газ, поднял хвост машины, и она плавно оторвалась от земли. Меня охватило трудно передаваемое чувство небывалого восторга. Лечу! Лечу сам!» - писал Ю Гагарин
После защиты диплома. Ю.Гагарин с друзьями и преподавателями на Зеленом острове. 1955 г. 1955г кончив аэроклуб, Ю. А. Гагарин в1955 году уехал в Оренбург в летное училище. «Грустно было расставаться с милым Саратовом, красавицей Волгой», - писал он о последних днях пребывания в нашем городе.
армия 27 октября 1955 года Гагарин был призван в армию и отправлен в Чкалов, в 1-е военно-авиационное училище лётчиков имени К. Е. Ворошилова. Обучался у известного в те времена лётчика-испытателя Я. Ш. Акбулатова.[4] 25 октября 1957 года Гагарин училище закончил с отличием.[1] В течение двух лет служил в 169-м истребительном авиационном полку 122-й истребительной авиационной дивизии Северного флота[1], вооружённом самолётами МиГ-15бис. К октябрю 1959 года налетал в общей сложности 265 часов.[
Мечты осуществляются 9 декабря 1959 года Гагарин написал заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты. Уже через неделю его вызвали в Москву для прохождения всестороннего медицинского обследования в Центральном научно-исследовательском авиационном госпитале. В начале следующего года последовала ещё одна специальная медкомиссия, которая признала старшего лейтенанта Гагарина годным для космических полётов. 3 марта 1960 года приказом Главнокомандующего ВВС Константина Андреевича Вершинина зачислен в группу кандидатов в космонавты, а 11 марта Гагарин вместе с семьёй выехал к новому месту работы. С 25 марта начались регулярные занятия по программе подготовки космонавтов.
Сергей Павлович Королев, который внимательно следил за подготовкой, и руководители Оборонного отдела ЦК КПСС, курировавшие космические разработки, и руководители Министерства общего машиностроения и Министерства обороны прекрасно понимали, что первый космонавт должен стать лицом нашего государства, достойно представляющим Родину на международной арене. Наверное, именно эти причины и заставили сделать выбор в пользу Гагарина, доброе лицо и открытая душа которого покоряли всех, с кем ему приходилось общаться. А последнее слово оказалось за Никитой Сергеевичем Хрущевым, бывшим в ту пору Первым секретарем ЦК КПСС. Когда ему принесли фотографии первых космонавтов, он без колебаний выбрал Гагарина.
Человек в космосе Старт корабля «Восток» был произведён в 09:07 12 апреля 1961 года по московскому времени с космодрома Байконур. Выполнив один оборот вокруг Земли в 10:55:34 на 108 минуте, корабль завершил плановый полёт (на одну секунду раньше, чем было запланировано). Позывной Гагарина был «Кедр». Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 км от Сталинграда, а в Саратовской области, неподалёку от Энгельса. Там такого высокого гостя никто не ждал. В 10:48 радар в близлежащем военном аэропорту засёк неопознанную цель — это был спускаемый аппарат, — а чуть позже, за 7 км до земли, в соответствии с планом полёта Гагарин катапультировался, и целей на радаре появилось две. .
Встреча Первыми людьми, которые встретили космонавта после полёта, оказались жена лесника Анна Акимовна Тахтарова и её шестилетняя внучка Рита. Вскоре к месту событий прибыли военные из близлежащей части. Одна группа военных взяла под охрану спускаемый аппарат, а другая повезла Гагарина в расположение части. Оттуда Гагарин по телефону отрапортовал командиру дивизии ПВО: «Прошу передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет. Гагарин».
Встреча Тем временем из Энгельского аэропорта вылетел вертолёт Ми-4, в его задачу входило найти и подобрать Гагарина. Спасатели первыми и обнаружили спускаемый аппарат, но Гагарина рядом не было, ситуацию прояснили местные жители: они сказали, что Гагарин уехал на грузовике в Энгельс. Вертолёт взлетел и взял курс на город. По дороге с него увидели грузовик, с которого махал руками Гагарин. Гагарина подобрали и вертолёт полетел на базу в Энгельсский аэропорт, передав радиограмму: «Космонавт взят на борт, следую на аэродром».
Гагарин и космос
За свой полет Юрий Алексеевич Гагарин был удостоен званий Герой Советского Союза и "Летчик-космонавт СССР", награжден орденом Ленина.
Уже в конце апреля Юрий Гагарин отправился в свою первую зарубежную поездку. "Миссия мира", как иногда называют поездку первого космонавта по странам и континентам, продолжалась два года. Гагарин посетил десятки стран, встретился с тысячами людьми. Встретиться с ним считали за честь короли и президенты, политические деятели и ученые, артисты и музыканты.
После полета Последующие годы были очень напряженными в жизни Гагарина. Много времени и сил отнимала работа по подготовке новых полетов в космос и учеба в Академии. А были (просто не могли не быть!) многочисленные встречи с советскими людьми, поездки за рубеж, встречи с журналистами. Их число не уменьшалось даже несмотря на то, что количество космонавтов увеличивалось.
Снова в Саратове январь1965г Да, много, очень много теплых и бесконечно дорогих воспоминаний о вашем прекрасном городе, о саратовской земле». Ю.Гагарин. (в родном техникуме)
Выступление Ю.А.Гагарина на встрече, посвященной 20-летию Саратовского индустриального техникума
Встреча с жителями Саратовской области на месте приземления. 6 января 1965 г. Встреча Ю.А.Гагарина с преподавателями аэроклуба ДОСААФ
Решением Саратовского городского исполкома Ю. А. Гагарину было присвоено звание «Почетный гражданин города Саратова и Энгельса»
20 декабря 1963 года Гагарин был назначен заместителем начальника Центра подготовки космонавтов. Но больше всего ему хотелось летать. К летной подготовке он вернулся в 1963 году, а к новому космическому полету стал готовиться летом 1966 года. В те годы в Советском Союзе началась реализация "лунной программы". Одним из тех, кто стал готовиться к полету на Луну, стал и Гагарин. Нетрудно догадаться, как ему хотелось первым отправиться к нашей вечной спутнице. Но до этого было еще далеко. Пока было необходимо научить летать корабль "Союз". Первый испытательный полет в пилотируемом варианте был намечен на апрель 1967 года. К нему готовились Владимир Михайлович Комаров и Юрий Алексеевич Гагарин
То, что основным пилотом корабля стал Комаров, совсем не означает, что он был лучше подготовлен. Когда решался этот вопрос, Гагарина решили "поберечь" и не рисковать его жизнью. Всем известно, чем закончился полет корабля "Союз-1". Выступая на траурном митинге, посвященном памяти Владимира Комарова, его дублер Юрий Гагарин пообещал, что космонавты научат летать "Союзы". В конце концов, так и произошло - "Союзы" летают до сих пор. Но сделано это было уже без Юрия Гагарина
1968 год стал последним в жизни Гагарина. 17 февраля он защитил диплом в Академии имени Н.Е.Жуковского. Продолжал готовиться к новым полетам в космос.
С большим трудом добился разрешения самостоятельно пилотировать самолет. 27 марта 1968 года был первый такой полет. И последний… Самолет разбился вблизи деревни Новоселово Киржачского района Владимирской области.
Спустя три дня мир простился со своим героем. Выступая на траурном митинге на Красной площади, президент Академии наук СССР М.В.Келдыш сказал: "Подвиг Гагарина явился громадным вкладом в науку, он открыл новую эпоху в истории человечества - начало полетов человека в космос, дорогу к межпланетным сообщениям. Весь мир оценил этот исторический подвиг как новый грандиозный вклад советского народа в дело мира и прогресса". . Всего 108 минут продолжался полет Гагарина, но не количество минут определяет вклад в историю освоения космоса. Он был первым и останется им навсегда.
В память о приземлении и пребывании Юрия Гагарина на Саратовской земле одна из красивейших улиц Саратова - набережная Волги (бывшая Миллионная ул.) переименована в Набережную Космонавтов. В начале Набережной воздвигнут памятник первому покорителю космоса - Юрию Алексеевичу Гагарину. Около памятника играют дети, влюбленные назначают свидания. Жизнь продолжается и благодарные саратовцы помнят Юрия и хранят светлую память о нем.
Полет, да и сама личность Юрия Гагарина стали одним из величайших мифов переломного для всего человечества XX века. Юрий Гагарин стал символом всего человечества. События, связанные с его полетом, превратились в эпическое сказание, подобное Илиаде или Одиссее Гомера. Он добросовестно выполнял роль, которую возложила на него судьба, но страдал из-за излишнего внимания властей, которые ограничивали его летную практику - ведь в глубине души он оставался летчиком, верным избранной профессии и товарищам. Судьба Юрия Гагарина вписывается в традиционную для древней индоевропейской мифологии схему: главный герой должен совершить выбор между короткой, но славной жизнью, и жизнью долгой и благополучной, но совершенно безвестной. Для Гагарина этот выбор не был добровольным. Он прожил всего 34 года. Но этих тридцати четырех лет хватило на то, чтобы совершить самый славный и самый значимый человеческий подвиг XX века. Полет, да и сама личность Юрия Гагарина стали одним из величайших мифов переломного для всего человечества XX века. Юрий Гагарин стал символом всего человечества. События, связанные с его полетом, превратились в эпическое сказание, подобное Илиаде или Одиссее Гомера. Он добросовестно выполнял роль, которую возложила на него судьба, но страдал из-за излишнего внимания властей, которые ограничивали его летную практику - ведь в глубине души он оставался летчиком, верным избранной профессии и товарищам. Судьба Юрия Гагарина вписывается в традиционную для древней индоевропейской мифологии схему: главный герой должен совершить выбор между короткой, но славной жизнью, и жизнью долгой и благополучной, но совершенно безвестной. Для Гагарина этот выбор не был добровольным. Он прожил всего 34 года. Но этих тридцати четырех лет хватило на то, чтобы совершить самый славный и самый значимый человеческий подвиг XX века.
И проложил дорогу в космос «…Я жил честно, правдиво, с пользой для людей, хотя она была и небольшая. Когда-то ещё в детстве прочитал слова В. П. Чкалова: „Если быть, то быть первым“. Вот я и стараюсь им быть и буду до конца. Хочу, Валечка, посвятить этот полет людям нового общества, коммунизма, в которое мы уже вступаем, нашей великой Родине, нашей науке.»- из письма Ю Гагарина к жене перед первым полетом
Ю. А. Гагарин 1934-1968гг.