Черная дыра “Из всех измышлений человеческого ума, от единорогов и химер до водородной бомбы, наверное, самое фантастическое — это образ черный дыры, отделенной от остального пространства определенной границей, которую ничто не может пересечь; дыры, обладающей настолько сильным гравитационным полем, что даже свет задерживается его мертвой хваткой; дыры, искривляющей пространство и тормозящей время. Подобно единорогам и химерам, черная дыра кажется более уместной в фантастических романах или в мифах древности, чем в реальной Вселенной. И тем не менее законы современной физики фактически требуют, чтобы черные дыры существовали. Возможно, только наша Галактика содержит миллионы их” — так сказал о черных дырах американский физик К. Торн. АВТОР ПРОЕКТА: Комаров Евгений Николаевич РУКОВОДИТЕЛЬ: Кириченко Наталья Ивановна
Тема проекта: Тайна черной дыры Учебный предмет: Астрономия Участники: 11 класс Количество часов 15 – 17 уроков
Основополагающий вопрос: Есть ли еще тайны во Вселенной?
Методические цели: 1. Раскрытие «тайны» черной дыры (существование, свойства, «рождение», «жизнь и смерть», и т.д.).2. Освоение учащимися теоретического материала о черных дырах.3. Умение описывать черную дыру, как объект. Дидактические цели: 1. Создание интриги для стремления к изучению наук (астрономии, физики, математики).2. Освоение учащимися основных принципов работы в условиях технологии проектного обучения.3. Развитие у учащихся исследовательских умений.4. Развитие у учащихся коммуникативных, личностных, социальных, художественно-соматических способностей.5. Развитие умения вести дискуссию.
Этапы и сроки проведения: ЭТАП 1: Опрос на тему «Что я знаю о черной дыре» - 1 урок. ЭТАП 2: Выбор творческого названия проекта - 1 урок. ЭТАП 3: Обсуждение плана работы над проектом - 0,5 урока. ЭТАП 4: Разработка индивидуальных планов работы - 0,5 урока.ЭТАП 5: Самостоятельная работа групп по выполнению заданий – 2 недели.ЭТАП 6: Отчет группы теоретиков – 3-5 уроков. ЭТАП 7: Подведение итогов. Контрольная работа и дискуссия о спецкурсе. – 3 урока.
Учебно-методический пакет к проекту: 1. Визитная карточка проекта2. Презентация учеников3. Публикация учеников4. Web-сайт5. Самостоятельное задание5. Критерии оценивания презентации6. Критерий оценивания публикации7. Критерий оценивания web-сайта8. Приложения
Список использованной литературы: 1. Черепащук А.М. Массы черных дыр в двойных системах. Успехи физических наук, т. 166, с. 809, 1996.2. “Русский энциклопедический словарь”.3. Соросовский образовательный журнал :№3 1997 г. статья “Чёрные дыры в двойных звёздныхсистемах”.№6 1997 г. статья “Горячие “чёрные дыры”. Новое в понимании природы теплоты”.№6 1998 г. статья “Искусственная вселенная”.4. Энциклопедия для детей Аванта+ :Астрономия,Физика.5. М. Кьюиш “юный исследователь”.6. Ф. Ю. Зигель “Астрономия в её развитии”.7. С. Данлоп “Азбука звёздного неба”.8. К. Юоллард “Как и почему?”.9. Т. И. Гонтарук “Я познаю мир. Серия космос”.10. И.Д. Новиков, доктор ф.-м. наук.11. По материалам журнала Земля и Вселенная № 5 1977 год.12. Фото от Fraser Cain http://www.universetoday.com, с разрешения сервера.13. Подготовлено проектом 'Астрогалактика', опубликовано 2 июля 2005 года. 14. Статья «Константин Злосчастьев о чёрных дырах».15. Совместный проект Журнал «Химия и жизнь», Российский общеобразовательный портал. 16. Глава из книги У.Дж.Кауфмана «Космический рубеж теории относительности»
Список использованных инернет-источников: 1. http://www.krugosvet.ru2. http://ru.wikipedia.org3. http://www.astro.rin.ru4. http://www.elementy.ru5. http://www.space.vsi.ru6. http://www.astrogalaxy.ru7. http://www.membrana.ru8. http://www.chandra.harvard.edu9. http://www.astronomy.ru10. http://www.qd.ru11. http://www.compulenta.ru12. http://www.glazok.ru13. http://www.ssga.ru14. http://www.yos.ru15. http://www.hubblesite.org16. Видео-коллекция www.yahoo.com
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!