PPt4Web Хостинг презентаций

Главная / Английский язык / Вид и время в языках
X Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте его на свой сайт

X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте, пожалуйста, её своим друзьям в любой соц. сети.

После чего скачивание начнётся автоматически!

Кнопки:

Презентация на тему: Вид и время в языках


Скачать эту презентацию

Презентация на тему: Вид и время в языках


Скачать эту презентацию

№ слайда 1 Понятие вида и Aktionsart глагола в РЯ и НЯ. Соотношение категории вида и времен
Описание слайда:

Понятие вида и Aktionsart глагола в РЯ и НЯ. Соотношение категории вида и времени Лекция 8 Категория вида в общем виде – грамматическая категория, которая передает характеристику протекания действия или процесса: повторяемость, длительность, многократность, результативность, завершенность / незавершенность, предельность. 900igr.net

№ слайда 2 Английский язык Четкое противопоставление: длительное/недлительное время he read
Описание слайда:

Английский язык Четкое противопоставление: длительное/недлительное время he reads/he is reading

№ слайда 3 Немецкий язык: Aktionsart условно совпадает с грамматической категорией вида в р
Описание слайда:

Немецкий язык: Aktionsart условно совпадает с грамматической категорией вида в русском языке. Значение глагола /глагольной основы является грамматически релевантным, т.е. в них уже изначально заложен и обозначен характер процесса или состояния – Aktionsart (lat. actio – Handlung, Verlauf). Семантическая структура глагольных основ совместно со словообразовательными и др. элементами объективно отражает фазы происходящего. Aktionsart часто заключено в семантике глагола:

№ слайда 4 Aktionsart в семантике глагола Einsetzen – erblühen Verlauf – blühen Ende – verb
Описание слайда:

Aktionsart в семантике глагола Einsetzen – erblühen Verlauf – blühen Ende – verblühen Важно! Это – разные лексические единицы, с разным значением. Подчеркивается при этом дуративность/имперфективность (временная неограниченность) или перфективность/пунктуальность (вр. ограниченность) характера протекания действия. lat. durare – andauern, imperfektum – unvollendet, perfektum – vollendet Добавляются следующие значения: Intensität des Geschehens: Frequenz (частотность) – flattern geringere, größere Stärke (diminutive V.) – hüsteln, ritzen (поцарапать, нацарапать), lächeln, kränkeln.

№ слайда 5 Семантические субклассы НЯ Поэтому в немецком языке различаются семантические су
Описание слайда:

Семантические субклассы НЯ Поэтому в немецком языке различаются семантические субклассы глаголов: 1) perfektive Verben (zeitliche Begrenzung): übersetzen, durchziehen, vollenden, untergraben, entnehmen, erfrieren Cема: предельность darunter: a) inchoative Verben (lat. incohare „beginnen“): einschlafen, losrennen, anfahren, entstehen, erkennen, entbrennen b) resultative – verbrennen, erschlagen, zerreißen c) mutative Verben (Veränderung, Vorgänge, die in eine neue Seinphase überleitern) – töten, wecken, brechen, öffnen, schließen

№ слайда 6 Семантические субклассы глаголов в НЯ 2) durative Verben (ohne zeitliche Begrenz
Описание слайда:

Семантические субклассы глаголов в НЯ 2) durative Verben (ohne zeitliche Begrenzung): schlafen, frieren, essen, wohnen, blühen, bleiben, sein, arbeiten, malen, sitzen, stören Сема: непредельность а) iterarative Verben (stete Wiederholung, lat iterare – „wiederholen“): fliegen (ständig mit den Flügeln schlagen), flattern, funkeln, sticheln (immer wieder stechen), atmen, schreiten, schwingen Сема: повторяемость

№ слайда 7 Aktionsart в НЯ Нет единого мнения по поводу четкой дифференциации значений, нет
Описание слайда:

Aktionsart в НЯ Нет единого мнения по поводу четкой дифференциации значений, нет единой терминологии, т.к. много точек зрения. точек отсчета. Много тонких оттенков значений, т.к. конец, начало действия и изменение трудно дифференцируются: erbleichen – beginnt bleich zu werden / Übergang zum bleichen Zustand В НЯ не сложилась полная парадигма Aktionsart в смысле наличия упорядоченной системы глагольных пар. Поэтому категория вида имеет не грамматический, а лексико-синтаксический характер, т.е. глагол, напр., schreiben выражает одновременно знач. соверш. и несоверш. вида, а конкретное значение вида реализуется в конкретных лекс.-синтаксических условиях.

№ слайда 8 ФСП акциональности в НЯ В немецком языке много средств разных уровней (словообра
Описание слайда:

ФСП акциональности в НЯ В немецком языке много средств разных уровней (словообразовательных, синтаксических, лексических, лексико-грамматических) для выражения характера протекания действия, т.е. мы можем говорить о функционально-семантическом поле акциональности. Элементами этого поля являются:

№ слайда 9 Лексические средства наречия меры и времени: sofort, schon, oft, völlig, wiederh
Описание слайда:

Лексические средства наречия меры и времени: sofort, schon, oft, völlig, wiederholt, gewöhnlich, immer wieder regelmäßig etwas tun, stündlich etw. einnehmen hört auf zu regnen, gibt auf zu schtreiten

№ слайда 10 Союзы a) для передачи несов. вида: solange, während b) соверш. вида: sobald, nac
Описание слайда:

Союзы a) для передачи несов. вида: solange, während b) соверш. вида: sobald, nachdem, bevor, bis

№ слайда 11 Синтаксические конструкции a) sein + Part. II Das Ufer ist erforscht b) Objekt +
Описание слайда:

Синтаксические конструкции a) sein + Part. II Das Ufer ist erforscht b) Objekt + Part. II + bekommen Ich habe dieses Kleid geschenkt bekommen c) kommen + Part II глагола движения: Er kam angelaufen. d) Fügungen mit Richtungbestimmungen: Schwimmt durch den Fluß, ans Ufer, läuft nach Hause

№ слайда 12 Фазисные глаголы фазисные глаголы со значением несовершенного вида pflegen, fort
Описание слайда:

Фазисные глаголы фазисные глаголы со значением несовершенного вида pflegen, fortfahren, gewohnt sein + zu + Inf.

№ слайда 13 Part. I, Part. II Part. I - несов. вид, активный залог; Part. II - сов. вид, пас
Описание слайда:

Part. I, Part. II Part. I - несов. вид, активный залог; Part. II - сов. вид, пассивное значение результативности. Однако до сих пор нет такого исчерпывающего типологического исследования, в котором бы были полностью описаны и сопоставлены аналогичные ФСП в русском и немецком языках.

№ слайда 14 Важно!!! Невладение, непонимание проблемы ведет ко множеству потенциальных ошибо
Описание слайда:

Важно!!! Невладение, непонимание проблемы ведет ко множеству потенциальных ошибок 1. Perfektbildung mit sein und haben: imperfektiv-durative Verben – haben; perfektiv-mutative Verben – sein. Die Katze ist durch das Fenster gesprungen (Richtung). Der Vogel ist ausgeflogen. Das Feuer ist niedergebrannt - alles perfektive Verben.

№ слайда 15 Потенциальные ошибки 2. die Fähigkeit zur Bildung des Zustandspassivs: von mutat
Описание слайда:

Потенциальные ошибки 2. die Fähigkeit zur Bildung des Zustandspassivs: von mutativ-perfektiven Verben möglich: anbinden, erfüllen, vernichten, verurteilen... Das Fenster ist geschlossen. Aber auch von imperfektiv-durativen mit Ergänzungbestimmungen, wo das Resultat gekennzeichnet wird: überzeugen, ernten, sortieren, vorbereiten... Kartoffeln sind bereits geerntet. Wieder viele Feinheiten bei den Bedeutungsvarianten. Der Hase ist getroffen, aber nicht *Er ist von mir vor dem Geschäft getroffen. Die Mannschaft ist geschlagen aber nicht *Der Junge ist ins Gesicht geschlagen.

№ слайда 16 Потенциальные ошибки 3. die Fähigkeit des Part. II zum attributiven Gebrauch: di
Описание слайда:

Потенциальные ошибки 3. die Fähigkeit des Part. II zum attributiven Gebrauch: die Rosen sind verblüht angekommen aber nicht *geblüht angekommen; Ein ins Wasser gesprungener Mann aber nicht *ein gesprungener Mann; *der gebellte Hund, * das gelogene Kind, * ein gearbeiteter Mauer. ABER!!! ein gelernter Mauer, ein gedienter Soldat, eine studierte Frau – Sonderfälle.

№ слайда 17 Категория вида в РЯ Система видов в РЯ: отличительный, характерологический призн
Описание слайда:

Категория вида в РЯ Система видов в РЯ: отличительный, характерологический признак - наличие видовых соотносительных пар, они пронизывают всю систему глагольных форм. При этом их лексическое значение остается тождественным. В основе таких пар - наличие/отсутствие значения ограничения, т.е. семы предельность / непредельность: сов. вид выражает действие, ограниченное пределом; несов. вид - действие, не ограниченное пределом

№ слайда 18 Для выражения таких значений существует целая система морфологических средств: 1
Описание слайда:

Для выражения таких значений существует целая система морфологических средств: 1. Суфф. -ыв, -ив, -ов с чередованием гласных и согласных согревать- согреть показать- показывать прогулять - прогуливать 2. Суфф. -ну (к осн. глагола) совершенный - несовершенный двигать - двинуть кричать - крикнуть

№ слайда 19 Морфологические средства 3. Преф. с-, на-, за-. о-. по-. от-, и др. несов. - сов
Описание слайда:

Морфологические средства 3. Преф. с-, на-, за-. о-. по-. от-, и др. несов. - совершенный писать - написать есть - съесть строить - построить слепнуть - ослепнуть прятать - запрятать 4. Изменение гласных в корне несов.- соверш. решать-решить воображать-вообразить отвечать-ответить

№ слайда 20 Морфологические средства 5. Изменение места ударения при том же фонемном составе
Описание слайда:

Морфологические средства 5. Изменение места ударения при том же фонемном составе насыпать - насыпать разрезать - разрезать Категория вида в русском языке сложилась в 16-17 веках. В древнерусском она была менее развита. Например: перфект = совершенное действие ходилъ есмь; ходил еси

№ слайда 21 Одновидовые глаголы (либо/либо) Несовершенный вид 1) -овать: барстнесовершенныйв
Описание слайда:

Одновидовые глаголы (либо/либо) Несовершенный вид 1) -овать: барстнесовершенныйвовать, бедствовать, главенствовать, господствовать, присутствовать 2) - ничать: бездельничать, важничать, портняжничать, разбойничать 3) - ать : отрицать, полагать, состоять, угнетать 4) прист.=суфф. -ыва/ива: побаливать, покашливать, посматривать, покачивать. Сема: неинтенсивность действия, повтор время от времени Не видовые пары!!! поболеть-побаливать, поиграть-поигрывать, поиграть-поигрывать

№ слайда 22 Одновидовые глаголы (либо/либо) совершенный вид 1) прист. воз/вз, за-, по-: возг
Описание слайда:

Одновидовые глаголы (либо/либо) совершенный вид 1) прист. воз/вз, за-, по-: возгордиться, взмолиться, засмеяться, побежать. Сема: "начало действия" 2) прист. из-, от-, пере-: избежать, отслужить, перестараться Сема: "исчерпанность, завершенность действия" 3) прист. по-: побегать, почитать, послушать Сема: "действие, ограниченное в своем развитиии" + глаголы: грянуть, очутиться, ринуться, хлынуть, Сема: "мгновенность, неожиданность, внезапность"

№ слайда 23 Двувидовые глаголы (то сов. / то несов. вид в зависимости от контекста) 1) велет
Описание слайда:

Двувидовые глаголы (то сов. / то несов. вид в зависимости от контекста) 1) велеть, венчать, жениться, казнить, обещать, ранить (только контекст) 2) телеграфировать, имитировать, стабилизировать, исследовать, организовать

№ слайда 24 Соотношение вида и времени В русском яз. вид и время - самостоятельные категории
Описание слайда:

Соотношение вида и времени В русском яз. вид и время - самостоятельные категории, у них разное содержание и разные средства выражения, но они тесно переплетены. Завтра напишу = совершенный вид + будущее время. Значит ли это, что глаголы СВ употребляются только в будущем времени? Не все так просто. В примерах Осмелюсь спросить. Позволю себе заметить. Попрошу вас задержаться Пожелаю вам успеха – означает ли глагол совершенного вида, что речь идет о будущем времени? Нет. Это ситуация настоящего актуального времени. Перфективность этих глаголов отчасти стерта: Попрошу занять свои места (перформативное высказывание – исполнено is performed: акт описания является исполненным посредством произнесения предложения.). «А Вас, Штирлиц, я попрошу остаться». СВ глагола добавляется модальный оттенок намерения, желания (хочу, намерен попросить). Итак, форма будущего СВ способна к употреблению настоящего перформативного.

№ слайда 25 Есть ряд глаголов, в которых связь актуального настоящего с оттенками ближайшего
Описание слайда:

Есть ряд глаголов, в которых связь актуального настоящего с оттенками ближайшего будущего более четко выражена: замечу, скажу, повторю, упомяну, прибавлю, признаюсь, доложу, поясню, предупрежу. Модальный оттенок предваряет введение информации в ближайшем будущем. Выражения: Что-то я никак тетрадь не найду. Никак в чувство не приду. Не пойму. Не угадаю – актуальное настоящее, но передает состояние, связанное с невозможностью действия.

№ слайда 26 В немецком грамматич. категория времени развита, а вид обнаруживает лишь некотор
Описание слайда:

В немецком грамматич. категория времени развита, а вид обнаруживает лишь некоторые элементы грамматизации, напр. a) в системе причастий Part. I, Part. II die angekommene Delegation (соответствует русскому совершенному виду) - das singende Mädchen (русскому несовершенному) b) префиксация blühen - verblühen, frieren – erfrieren. Здесь происходит появление новой лексической единицы в отличие от русск. яз., где приставки служат только для создания бинарных оппозиций вида. c) Перфективный характер имеют глаголы в так наз. Vollzugsstufe des Tempus und Modus: hat gearbeitet, war gegangen, wird gesucht werden. Здесь примешивается грамматическое значение глагольных категорий: Abschlußhandlung.

Скачать эту презентацию

Презентации по предмету
Презентации из категории
Лучшее на fresher.ru