Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; - обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; - оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; - улучшить условия для развития ребенка; - учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающегося;
Принцип учета региональных особенностей для организации внеурочной деятельности Принцип учета региональных особенностей для организации внеурочной деятельности Принцип взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта Принцип оптимального использования учебного и каникулярного периодов учебного года при организации внеурочной деятельности Принцип учета возможностей учебно-методического комплекта
•духовно-нравственное; •духовно-нравственное; • спортивно-оздоровительное; •социальное; • общеинтеллектуальное; • общекультурное.
● игровая; ● игровая; ● познавательная; ● проблемно-ценностное общение; ● досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение); ● художественное творчество; ● социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); ● трудовая (производственная) деятельность; ● спортивно-оздоровительная деятельность; ● туристско-краеведческая деятельность.
Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение. Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяется приказом общеобразовательного учреждения Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение. Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяется приказом общеобразовательного учреждения Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении максимально допустимой учебной нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.
•в программах внеурочной деятельности; •в программах внеурочной деятельности; •в расписании внеурочной деятельности; •в журналах учета внеурочной деятельности (дополнительного образования)
Аудиторные занятия Аудиторные занятия Внеаудиторные занятия Интенсивы
Помимо регулярных еженедельных занятий могут проводится занятия крупными блоками – интенсивы. Помимо регулярных еженедельных занятий могут проводится занятия крупными блоками – интенсивы. Примеры: сборы, слёты, профильные смены в школьном лагере, соревнования, конференции школьного научного общества, фестивали, походы и т.п.
Оценку внеурочной деятельности следует осуществлять комплексно, по нескольким параметрам: Оценку внеурочной деятельности следует осуществлять комплексно, по нескольким параметрам: 1. Анализ общего состояния внеурочной деятельности: •включенность учащихся в систему внеурочной деятельности; •ресурсная обеспеченность процесса функционирования системы внеурочной деятельности учащихся. 2. Эффективность внеурочной деятельности: •личность школьника •детский коллектив; •профессиональная позиция педагога. 3. Продуктивность внеурочной деятельности: •уровень достижения ожидаемых результатов; •достижения учащихся в выбранных видах внеурочной деятельности; •рост мотивации к внеурочной деятельности. 4. Удовлетворенность участников деятельности ее организацией и результатами.