МКУ СОШ №10 г. Нижнеудинск 2015год
Работа по изучению авиакатастроф на территории Нижнеудинского района В этой работе нам большую помощь оказало поисковое движение Красноярска. В том числе Вячеслав Викторович Филиппов. Они имеют большие возможности работы с архивами. Тем более, мы изучаем авиакатастрофы произошедшие на трассе «Белая –Красноярск». Полученные совместно результаты представляют общую картину работы перегоночной трассы самолетов.
Подтвержденные авиационные катастрофы:
Дата: 31 августа 1942 года Место: северо-восточнее Нижнеудинска в 55 км , у д.Зенцово. Самолет: Пе-2 № 2833920 выпуск 27.06.1942. Место захоронения: на кладбище д. Зенцово. В 2004 году на месте захоронения установлен обелиск. В 2013 году в Широково установлены памятные плиты с именами погибших летчиков.
Дата: 31 августа 1942 года Смирнов Иван Федорович
Схема места падения самолета Пе-2 (7 км. Южнее ст. Алзамай)
Дата: 28 мая 1943 года. Место: в районе поселка Тагур (так было указано в документе), расположенного в 115 км от Нижнеудинска, (на границе Тайшетского и Нижнеудинского р-нов, на р. Тагул) Самолет: Ил-4 №5143911 Табличка «Завод №39 09.04.43г.» Экипаж 105-го вап: 30.09.2005 года останки летчика (борттехника Сидорова Ильи Трофимовича), найденные на месте катастрофы, захоронены в п. Чуна.
Дата: март 1942 года. Место: в районе д. Даур (гора Синяя) Самолет: Пе-2 Экипаж: три летчика - один погиб, двое пытались спастись на парашютах. Обстоятельства: не известны. Место захоронения: в 1959 году останки одного летчика захоронены на кладбище в городе Нижнеудинске. 7.12.2006 г. на месте захоронения установлен памятник без указания фамилии.
Дата: 7 сентября 1945 года. Место: ст. Будагово (так в тексте - А.К.), Восточно-Сибирской жел. дор. (Иркутская обл., Нижнеудинский р-н). Самолет: Як-9 Экипаж: Нор Валентин Васильевич, ст.летчик 1аэ 272 иап, мл.лейтенант, 1923 года рождения, уроженец Харьковской обл., с. Малиновка, в КА с 1941г., призван добровольно с аэроклуба г. Ростов-на-Дону. Обстоятельства: Перелет восьми самолетов Як-9 272 ИАП (истребительного авиаполка) 12 Воздушной Армии по маршруту Красноярск-Белая. Один Як-9 , пилотируемый летчиком Нор, потерпел катастрофу. Место захоронения: Иркутская обл., г. Нижнеудинск 15 сентября 1945г. (гражданское кладбище).
Подтвержденные авиационные происшествия в Нижнеудинском районе Дата: 12 августа 1942 года. Место: аэродром Нижнеудинск (в действительности место падения самолета в районе д. Даур – А.К.). Самолет: УСБ № 2719. Экипаж: летчики 602 бап: - командир звена младший лейтенант Харченко Иван Григорьевич. Обстоятельства авиационного происшествия: самолет после взлета при отказе мотора перешел в падение. При ударе о землю загорелся. Самолет разбит, экипаж жив. (ЦАМО 35-11321-277 лист 2-18).
В 2015году проведены полевые работы по поиску места падения самолета в районе д. Даур Члены Поисковой группы «Стриж» Шебертинской школы нашли фрагменты корпуса военного самолета. По маркировке на деталях и Обломках корпуса предположительно установлена марка самолета УСБ
Не подтвержденные авиакатастрофы: Дата: в 1944-45 году. Тип и марка самолета: самолет ПО-2. Обстоятельства катастрофы: не выяснены. Место падения самолета: вблизи ст. Алзамая в 2-х км от ж/д и в 300 м от Московского тракта, ближе к Нижнеудинску. ФИО летчиков и пассажира не установлены: двое мужчин и одна женщина. Место захоронения летчиков: Летчики и пассажирка похоронены на месте падения самолета. В настоящее время могила утрачена. Недалеко от места катастрофы в 2004 году установлен обелиск.
Место: Катастрофа самолета в районе Нижней Гутары (стала известна из воспоминаний родственников учениц школы №10 Дунаевой Жанны и Сущенко Оли, которые слышали от родственников, что в Тофаларии охотником в свое время был найден самолет, который не может относиться к трагедии Ил-4 на реке Тагул). В кабине охотник видел планшетку с документами, а главное, пулемет. Эти факты говорят о том, что после катастрофы военная комиссия на месте трагедии не работала. Ни один военный человек не оставит, без внимания, документы и оружие. Место: Катастрофа самолета в районе Нижней Гутары (стала известна из воспоминаний родственников учениц школы №10 Дунаевой Жанны и Сущенко Оли, которые слышали от родственников, что в Тофаларии охотником в свое время был найден самолет, который не может относиться к трагедии Ил-4 на реке Тагул). В кабине охотник видел планшетку с документами, а главное, пулемет. Эти факты говорят о том, что после катастрофы военная комиссия на месте трагедии не работала. Ни один военный человек не оставит, без внимания, документы и оружие.
Место: Катастрофа самолета в районе д. Порог (стала известна из письма Сошиной С.И.). Место: Катастрофа самолета в районе д. Порог (стала известна из письма Сошиной С.И.).
Место: В районе Поперечной тайги по дороге из Нижнеудинска на Ягу Место: В районе Поперечной тайги по дороге из Нижнеудинска на Ягу (место называется Кошачья тропа) в болоте лежит самолет По-2 (из воспоминаний Богатырева).
Работа по изучению авиационных катастроф, установление личности, погибших летчиков и увековечивание их памяти
Фото. П.О. «Дань Памяти» МКОУ СОШ №10 Работа по сохранению памятников.
Продолжантсяработа по розыску родственников летчиков погибших экипажей.
Полевые работы по поиску места захоронения летчиков на месте падения самолета Пе-2 в 7 км от Алзамая Медведева Е.К. Каминский А.Г. Школьники МКУ СОШ №10 члены Поискового отряда «Дань памяти»: 1.Найдена пластина из дюралюминия, с остатками коричневой грунтовки. 2. На местности определено место падения самолета. 3.Из-за отсутствия металлоискателя , сложности рельефа, бурелома точное место захоронения летчиков пока на месте катастрофы не обнаружено.
К 70-летию Победы была проведена большая краеведческая работа: Встречи с ветеранами Вов По итогам встреч написаны сочинения о судьбах ветеранов. Снято 2 фильма : о Никопелюк Михаиле Васильевиче и Бобылеве Василие Егоровиче.
Русин Павел Григорьевич Во всех книгах Памяти Нижнеудинского района и Иркутской области Русин представлен как Герой Советского Союза (посмертно). Оказалось ,что на самом деле это не так. Поэтому мы заручились поддержкой нашей общественности , совета ветеранов, собрали необходимые документы и обратились с письмом к В.В. Путину. Так как эту несправедливость может решить только он. Мы просим Вашей помощи в решении вопроса об увековечении памяти нашего земляка, погибшего в период Великой Отечественной войны, Русина Павла Григорьевича, и присвоении ему звания героя России (посмертно). Павел Григорьевич погиб при освобождении города Николаев 25 марта 1944 года. В историю это событие вошло как «Подвиг Ольшанцев». Пришел ответ о том , что наше обращение передано в специальный отдел.
Экспедиция «Долина» Новгородская область Старорусский район
Гладилин Владимир Васильевич
Закрытие «Вахты Памяти» г.Красноярск Каминский Анатолий Георгиевич
В 2015 году наша работа заняла1 место на конкурсе, объявленном Заксобранием Иркутской области (посвященный Белобородову А.П.).
Наши награды:
Задачи на перспективу: 1. Работа в архивах по установлению личности летчиков , погибших в авиакатастрофе самолета Пе-2 в районе Синей горы 2. Найти место захоронения летчиков, погибших в авиакатастрофе самолета Пе-2 в 7 км от станции Алзамай. 3.Сбор информации по неизученным катастрофам в Нижнеудинском районе: 1 в одном км. От станции Алзамай (летчики захоронены на месте катастрофы) 2. В районе деревни Порог (летчик захоронен на въезде в деревню справой стороны от дороги) 4. Розыск места захоронения летчика погибшего в районе станции Будагово. 5. Продолжить работу по розыску родственников летчиков, погибших на территории Нижнеудинского района В период Великой отечественной войны.
Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!