ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО В КОНЦЕ XV — НАЧАЛЕ XVI в.
Церковь Петра и Павла в Кожевниках.
ЦЕЛЬ: сформировать представление о роли православной церкви в жизни Русского государства и общества. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ: ереси, симония, стригольники, нестяжатели, старчество, дьяк, жидовствующие.
Вспомним! Кто стоял во главе Русского государства? Что представляла собой Боярская дума? Как называется орган, который контролировал поступления налогов? Какие функции выполнял Дворец? Что такое кормление? Какое название получил новый свод законов, принятый Иваном III? Что такое пожилое? Кто и в каком случае его выплачивал? Что такое вотчина? Что такое поместье?
До 1448 Русская церковь находилась в юрисдикции Вселенского (Константинопольского) патриархата, составляя отдельную Русскую митрополию и пользуясь большой автономией, хотя её митрополиты и ставились Константинополем. Из-за разорения татаро-монголами Киева митрополичья кафедра в 1299 (по другим данным — в 1309) была перенесена во Владимир, а в 1325 при митрополите Петре кафедру переместили в Москву. В 1448 Архиерейский собор Русской церкви самостоятельно, без согласия Вселенского патриархата, избрал митрополитом епископа Рязанского Иону, который получил титул митрополита Московского и всея Руси.
Монастыри Соловецкий монастырь основан в 1436 году в землях Новгородской республики монахами Зосимой и Германом. Первое монашеское поселение на островах появилось несколько раньше — в 1429 году. Основатели — Герман и Савватий. Троице-Сергиева Лавра, в церковной литературе обычно Свято-Троицкая Сергиева Лавра — крупнейший православный мужской ставропигиальный монастырь России (РПЦ), расположенный в центре города Сергиев Посад Московской области, на реке Кончуре. Основан в 1337 году преподобным Сергием Радонежским
Ереси Еретики отрицали божественное происхождение Иисуса Христа и говорили о его человеческой сущности, отвергали почитание икон, монашество, поклонение святым. Ереси подрывали устои церкви, а поскольку церковь поддерживала государство, обосновывала божественное происхождение верховной власти, власти великих московских князей, то борьба против церковных устоев означала и подрыв государственных интересов.
Нестяжатели и иосифляне
«Москва – Третий Рим» Теория «Москва — Третий Рим» послужила смысловой основой мессианских представлений о роли и значении России, которые сложились в период возвышения Московского княжества. Московские великие князья (притязавшие начиная с Иоанна III на царский титул) полагались преемниками римских и византийских императоров.